Что фотографы и иллюстраторы должны знать об авторском праве


Законы об авторском праве (копирайте) защищают их от неправомерного использования. Права на интеллектуальную собственность защищают художника от того, что другие люди могут извлекать прибыль от работ, созданных этим художником.

Как стоковый фотограф, видеограф или иллюстратор, вы должны понимать ваши права как создателя работы и права других авторов, чтобы не нарушать их.

Владение авторским правом

Как автор на фотостоках, вы не занимаетесь продажей своих работ, вы занимаетесь лицензированием вашей работы для использование третьей стороной на определенных условиях. Для этого вы должны быть держателем копирайта на продукт, который лицензируете (фотографию, видео или иллюстрацию). Это означает, что вы должны быть  непосредственным создателем продукта, например вы сами должны сделать фотографию, нарисовать иллюстрацию или снять видео ролик. Владение копирайтом дает вам эксклюзивные права на репродукцию, продажу или лицензирование оригинальной работы. Если вы не держатель авторского права, вы не можете лицензировать этот контент через микростоковые агентства.

Владелец собственности не означает владелец авторского права

Существует большая разница между владельцем собственности и обладателем авторского права. Владелец собственности — это тот, кто физически владеет чем-то, но при этом создатель сохраняет авторские права на эту вещь даже после продажи. Например, вы можете быть владельцем Порше 1956-го года, но группа Вольксваген владеет копирайтом; это их дизайн и логотип, следовательно их интеллектуальная собственность. Изображения, где Порше является основным объектом, могут быть использованы только по редакционной лицензии и не могут быть лицензированны для коммерческого использования.

Если по фотографии нельзя сказать, что это за бренд, то такое изображение можно использовать в коммерческих целях и это не будет нарушением интеллектуальных прав.

Производные работы по-прежнему нарушают копирайт

Если делать производные работы или слишком сильно вдохновляться чужими работами, то это тоже будет нарушением интеллектуальных прав. Один из самых известных примеров заимствования и нарушения копирайта другого автора является иллюстрация президента Обамы (постер «Hope»), созданная Шепардом Фейри (Shepard Fairey). Иллюстрация была основана на фотографии Манни Гарсия (Mannie Garcia) 2006 года. Агентство The Associated Press (владелец прав на фотографию) подало в суд на Фейри за нарушение авторских прав и выйграло, потому что Фейри получал прибыль от иллюстрации, созданной на основе фотографии прав на которую у него не было.

Hope Обама

Работа, созданная в стиле другого автора, если она не копирует и близко не напоминает оригинальное произведение, не нарушает авторское право и может быть принята для коммерческого использования. Например, на Шаттерстоке много иллюстраций разных авторов в стиле Роя Лихтенштейн (Roy Lichtenstein), которые создают свои собственные работы в этом знаковом стиле.

Рой Лихтеншейн стиль

Релиз собственности (Property Release) необходим от создателя собственности, а не от владельца

Если на фотографии присутствует узнаваемое произведение искусства (в том числе архитектуры), она должна сопровождаться релизом собственности, подписанным создателем этого произведения. Этот документ дает фотографу право лицензировать для коммерческого использования фотографию, на которой изображено произведение искусства. Например, если вы снимаете женщину, рисующую в парке, где хорошо видна сама картина, то вам необходимо получить не только релиз модели, но и проверти релиз на картину. Другими примерами произведений искусства на которые нужно получать релиз собственности (не исчерпывающий список): чертежи, граффити, партитура, скульптуры, тату, литература, уникальные здания и т.д.

Если вы создаете коллаж, то вы должны быть владельцем прав на все элементы этого коллажа, в противном случае вам так же будет необходим property release.

Вещи, имеющие копирайт, которые могут удивить

Многие вещи защищены от коммерческого использования. Некоторые совсем не могут быть лицензированы. Например, все здания Ле Корбюзье (Le Corbusier) не могут быть лицензированы ни для коммерческого, ни для редакторского использования. Вот еще список некоторых вещей, которые не могут быть использованы в коммерческих целях:

  • Кубик Рубика
  • Кемекс (Chemex) — приспособление для заваривания фильтр-кофе
  • Немецкие поезда Deutsche Bahn
  • Сельхозтехника компании John Deere
  • The Empire State Building

Существует сотни таких ограничений, которые нужно знать, прежде, чем загружать ваши изображения на сайт фотостока.

Статья является вольным переводом поста из блога Shutterstock

Похожие записи:

Комментариев нет

Оставить комментарий