Интервью с Аней Кучеровой (6ruk)

Сегодня у нас в гостях Аня Кучерова, среди фотостокеров больше известная под ником 6ruk. Аня успешный фотостокер, фотограф и графический дизайнер.

Аня Кучерова

О фотостоках

Аня, давай начнем со стандартного вопроса — как давно ты узнала о фотостоках и почему решила ими заняться?

В конце 90-х я работала в издательстве, там узнала про существование самой модели фотостоков, как посредника между фотографом и покупателем. Тогда существовали традиционные агенства типа Corbis. А ещё были тематические сборники фото и иллюстраций типа Corel Photo Library — думаю, их можно считать прообразом современных микростоков. Инета тогда не было, всё продавалось на CD.

Про нынешние стоки я прочитала где-то в инете году примерно в 2007-м. Тогда у меня не было особого стимула ими заниматься, хотя мысль казалась интересной. И я вернулась к ней через пару лет, когда мне надоел мой тогдашний фриланс и захотелось поискать новые пути. 🙂

Можешь назвать свою работу с фотостоками успешной? Как быстро ты увидела результаты и решила, что это именно то, чем ты хочешь заниматься?

Результаты стали заметны сразу же, как только началась регулярная работа. Просто они были сначала маленькие и постепенно росли. 🙂 Изначально предполагалось, что стоки будут просто небольшой прибавкой к фрилансу. Потом фриланс стал небольшой прибавкой к стокам, и в конце концов я его бросила полностью. Ну разумеется, я считаю всё это удачной затеей. 🙂

Никогда не было мысли все бросить и найти другую работу?

Зачем? Оно меня кормит уже пять лет, и мне всё ещё интересно этим заниматься. Кроме того, я вообще не вижу смысла “всё бросать” в поисках чего-то нового, зачем такие крайности. Вполне можно совмещать несколько направлений и постепенно переходить от одного к другому, если новое покажет себя более интересным и прибыльным.

А что-нибудь есть уже на примете, чем тебе было бы интересно заняться в будущем помимо стоков?

Я ничего не откладываю на будущее. 🙂 Я прямо сейчас много чем занимаюсь: и дизайном, и фотографией, фотошопством всяким, рисованием, керамикой даже балуюсь иногда. Мне много чего интересно. Может, что-то из этого удастся поставить на коммерческие рельсы, может нет, время покажет.

А какое занятие приносит самое большое удовлетворение, чем всех интереснее заниматься?

“Не знаю что выбрать, тут всё такое вкусное”. :)) Я все свои занятия люблю, и никакому не могу посвятить себя полностью. Но в общем-то это всё смежные области, условно говоря “визуальные искусства”. Работа со светом, цветом и формой — она везде похожа, и всё равно что ты при этом используешь: фотографию или рисование, традиционные материалы или компьютерные, с двухмерными изображениями работаешь или переходишь к объему. Я когда-то 3D интересовалась, но как-то не склалось, а вот теперь чувствую, что с керамикой — это продолжение того же самого интереса, просто чуть по-другому. Так что можно сказать, что я занимаюсь везде одним и тем же, просто немного по-разному. 🙂

Многие делятся своими заработками на стоках, а ты можешь раскрыть свои финансовые показатели или ты предпочитаешь держать эту информацию для себя?

Я ничего особо не скрываю, в ЖЖ всё есть: и суммы, и графики разные.

http://6ruk.livejournal.com

А можешь показать свою самую продаваемую фотографию и сколько денег она принесла?

Вероятно, вот эта картинка:

beautiful strawberries

Она очень старая, продаётся уже почти пять лет и насобирала за это время около $7500 на паре главных стоков и столько-то ещё по мелочи на остальных. Точной суммы не знаю, не везде есть статистика по отдельным картинкам, а сторонними сервисами я не пользуюсь. Мне самой не очень понятна причина её популярности, с точки зрения ретуши она сделала топорно и в общем стыдобень, сейчас я делаю лучше. )) Ну и как обычно, хорошо продающиеся хиты уравновешиваются большим количеством картинок, которые остались почти не востребованы. Всё по принципу Парето: 20% портфеля приносит 80% прибыли.

Кстати, о “главных стоках”, у тебя это какие? У многих Shutterstock приносит до 80-90% прибыли, а некоторые вообще работают только с ним. У тебя время затраченное на другие фотостоки окупается?

Главные — это Шаттер, Айсток и Фотолия. В общем, здесь ничего оригинального, расклад обычный. 🙂 Шаттер приносит примерно 2/3. Окупаются все стоки, с которыми я работаю (кроме Алами, там совсем по нулям, подожду ещё сколько-то и наверное брошу его). У меня же растр с однотипными ключевиками, загрузка намного проще чем у вектора и почти не требует времени. Даже если захудалый сток приносит $20 в месяц, но загрузка простая — ок, это тоже деньги. 🙂

Мне показалось, ты в последнее время больше времени стала уделять векторной графике и иллюстрациям, почему решила на них переключиться?

Мои векторы — это просто дополнение к растровому портфелю, я делаю упрощенные, но точные копии моих фото. Просто заметила, что некоторым моим покупателям это было нужно. Это не основное направление, оно не имеет такого коммерческого потенциала, как исходные растры.

А сколько времени ты сейчас уделяешь на работу с фотостоками?

Ох, трудно сказать, я такой человек, который не разделяет работу и развлечение, и часто непонятно — это я сейчас на стоки работала, или не на них, или вообще отдыхала. :))

Изготовление очередной еженедельной партии стоковых фруктов вместе с загрузкой занимает примерно один день. Но тут начинаются всякие оговорки. Этот день не включает съемку, только фотошопство. Съемку нового материала я делаю иногда, оптом, сразу очень много, и потом долго обрабатываю. Плюс у меня есть теперь вектор, им тоже надо заниматься — когда-то в другой день. Плюс я гружу свои картинки в пару принтшопов, это тоже занимает время. Плюс у меня иногда бывает какая-то другая съемка, которую тоже можно выложить на стоки, чтоб добро не пропадало. Например, сейчас я вернулась из азиатской поездки, у меня полный Лайтрум фотографий с небоскрёбами и обезьянами, их тоже надо обрабатывать и грузить. Плюс я периодически гуглю свои картинки, ищу в каких проектах их использовали — это наводит на новые идеи, да и вообще приятно видеть пользу своей работы. Плюс у меня постоянно возникают какие-то новые идеи по улучшению процесса. Где-то дополняю ключевики, перетряхиваю архив, чтоб им было удобней пользоваться, смотрю динамику продаж на каком-то из стоков, ищу новые способы пристроить/продать мои картинки, занимаюсь стратегическим планированием. Любой процесс, чтоб он хорошо работал, требует постоянного присмотра и “смазывания шестеренок”.

Открытка

И помимо этого всего есть куча дел, которые нельзя прямо отнести к работе на стоки, но они оказывают влияние и на неё тоже. Например, обучение: будь то рисование, или азы сетевого маркетинга, или щупание нового софта. В прошлом году у меня было несколько некоммерческих иллюстраторских проектов, очень затратных в смысле сил и времени. Никакого отношения к стокам они не имели, однако полезные навыки прокачались изрядно. Не поковыряйся я тогда, например, в иллюстраторе — не занялась бы сейчас векторами для стоков.

В общем, вот так за всей этой круговертью незаметно проходит неделя. 🙂 Определенных рабочих часов и дней у меня нет, можно сказать, что все рабочие. Или все развлекательные, не знаю, ведь мне всё это нравится. 🙂

Сейчас на форумах активно обсуждается тема падения доходов с фотостоков, многие жалуются, что даже при росте портфолио доходы падают. Да и Шаттерсток в своем отчете написал, что шанс на продажу у каждого отдельного изображения снизился с 90 до 60 процентов за последние несколько лет. Что ты об этом думаешь и каким видишь будущее фотостоков на следующие 5 лет?

А чего вы хотите, наприглашали на Шаттер толпу рефералов, теперь расхлёбывайте. 🙂 Я думаю, что в целом доходность стоков будет падать, это нормальный процесс, предложение превысило спрос. Отдача от одной картинки будет уменьшаться, а выход на приличные заработки будет занимать всё более долгий срок — то есть если раньше нужно было работать полгода или год для того, чтобы раскрутиться, то теперь, допустим, понадобится года два. Но эта проблема касается прежде всего новичков. Старожилов это затрагивает в меньшей степени, если у них есть стабильно продающаяся старая часть портфеля. За себя я особо не переживаю, у меня доход и от нового, и от старого контента. И я много чего умею, так что в любой ситуации выплыву: не на стоках, так где-нибудь рядом.

Как ты считаешь, есть ли сейчас у новичков шанс заработать нормальные деньги на фотостоках?

Смотря что называть “нормальными деньгами”. Я считаю, что у ничего не умеющих новичков нет шансов заработать нормальные деньги вообще нигде. Они их заработают, когда освоят какое-нибудь ремесло хотя бы на среднем уровне. Вокруг стоков раскрутили мифологию, представляя их как источник лёгкого заработка. Это делают в основном люди, зарабатывающие не на стоках, а на обучении новичков: “сдам за вас экзамен”, “научу вас работать на стоках за месяц” — вот это всё. На стоковый рынок действительно лёгкий вход — зарегистрироваться и заработать первые два бакса может любой. Трудности начинаются позже. Любой опытный человек знает, сколько на самом деле труда и нервов за каждым стоковым успехом. Поэтому новичку стоит подумать: если для вас дело только в деньгах, то возможно их будет легче и быстрее заработать где-то ещё.

sweet cherries

 

Если вкратце, то я считаю, что шанс преуспеть есть всегда, всё зависит от человека. И не только от его умений, но и от определенных черт характера, не последняя из которых — способность принимать собственные решения и критическое отношение к чужим мнениям. 🙂 Если человек думает: “Все говорят, что я не смогу, а я смогу” — вот у такого есть шанс пробиться где угодно. Не 100% гарантия, а именно шанс, поскольку на пути есть ещё множество независящих от нас препятствий. 🙂

О фотографии

Давай немного отвлечемся от темы фотостоков и поговорим про традиционную фотографию. Мне очень понравился твой проект Люди в музее: наблюдение за наблюдающими и идея и реализация очень хорошие. Расскажи про него, как пришла в голову идея сделать такой проект и как ты его снимала?

Спасиб, я сама люблю эту серию. ^__^ Началось всё достаточно случайно, я была таким типичным зеленым любителем, который снимает всё подряд. Фазу цветов и букашек довольно быстро проскочила, потом ненадолго вляпалась в HDR-пейзажи, и постепенно поняла, что мне интересней всего люди, и люди максимально естественные, не позирующие, не замечающие фотографа — просто жанровые сценки где-то на улице, случайно подсмотренные кусочки жизни.

Ночь в музее

В одну из своих поездок пять лет назад меня занесло в Лувр — это хорошо знакомое мне место, в котором я люблю бродить. Мне всегда было интересно смотреть не только на экспонаты, но и на посетителей — и в какой-то момент я начала их снимать. И мне понравился результат, он был забавный. 🙂 Я ещё пару раз была проездом в Париже и снова снимала в Лувре, потом пару раз в Эрмитаже, и постепенно набралось на приличную такую серию. Это была в общем учебная работа: я училась видеть свет, чувствовать композицию, ловить момент. Набивала руку, возвращалась снова и снова и за четыре года здорово выросла как фотограф. Теперь я понимаю, что бессознательно всё это было подражанием старым мастерам, своего рода поклон Картье-Брессону, Дуано и Эрвитту, которых я очень люблю. Но когда я снимала, я была невежественным лаптем, не имевшим понятия об истории фотографии и не знавшим, что и зачем я делаю — всё было чисто на интуиции. Видимо, вышло неплохо, с этой серией меня взяли в Союз фотохудожников России. Не “Магнум”, конечно, но тоже “корочка”. ))))

А какие преимущества дает членство в Союзе фотохудожников России и как туда можно попасть?

Особо никаких. У них какие-то выставки бывают, но я участия не принимаю. Попасть можно на общих основаниях: зарегиться на сайте, подать работы, каждый месяц там человек 50 претендентов, из них нескольких принимают. Это просто некоторый факт признания профессиональным сообществом, больше ничего.

Сейчас удается находить время на такие фото проекты? Есть идеи новых проектов?

Ну я что-то, конечно, снимаю между делом, но довольно бессистемно, просто чтобы навык не потерять. Новых фотокнижек в ближайшее время не планирую. 🙂

Я знаю ты много путешествуешь, расскажи где уже успела побывать и где больше всего понравилось?

Я езжу очень давно, но часто по одним и тем же местам в Европе и на Ближнем востоке: например, во Франции была раз шесть. В Африке не была, в Америках и Австралии тоже. В этом году впервые проехалась по Азии, быстрой разведкой за три месяца. Я этот свой трип называю “семь мегаполисов”, было интересно посмотреть наиболее современные города: небоскрёбы, футуристическая архитектура, вот это всё. Дубай — Сингапур — Куала-Лумпур — Бангкок — Гонконг — Шанхай — Сеул. В общем, кинула взгляд на всё, кроме Токио, в Японию потом отдельно съезжу наподольше.

Уйдя в свое время из офиса и перейдя на работу в инете, я кардинально поменяла формат своих путешествий, перестала быть туристом и стала как бы краткосрочным экспатом. Приезжаю пожить куда-то, снимаю квартиру через Airbnb и продолжаю как обычно работать, а в свободное время исследовать местность. Достопримечательности меня, как правило, не привлекают, дворцов и музеев я уже наелась на двести лет вперёд. Больше интересны повседневность и быт: нравится ли мне город, как он застроен, что там с транспортом, магазинами и интернетом, какая еда, люди на улицах, язык, климат, удобно ли жить. Гонконг понравился особо, мне там уютно. ^___^

Да, Гонконг мне тоже нравится, у него есть своя атмосфера. Куда дальше хочешь поехать?

Да вот на Кипр собираюсь, здоровье поддержать, при этом образе жизни спиной надо заниматься, йога или плаванье. 🙂

Заработок на фотостоках дает определенную свободу в выборе места проживания и многие фотостокеры уехали, кто в Таиланд, кто в Черногорию, кто еще куда-нибудь. У тебя не появилось желания сменить место проживания?

Работа на стоки фул-тайм — это палка о двух концах. С одной стороны ты физически не привязан к месту и можешь уехать куда угодно. С другой — интересующая тебя страна должна хотеть тебя принять. Не на две недели и не на три месяца, а на долгий срок, хотя бы несколько лет. На каких основаниях? У меня есть уехавшие знакомые, они хорошие профессионалы в своих областях, нашли работодателей в других странах и устроились там по рабочему контракту. Но у стокера нет официального работодателя, и возможности куда-либо въехать, в общем, три: либо это туристская виза, либо учебная, либо через открытие бизнеса. Есть ещё варианты типа ВНЖ за инвестиции и визы “для финансово обеспеченных лиц”, но там есть свои нюансы и обычно нужно очень много денег. 🙂

Многие зимовщики в ЮВА живут как туристы, это краткосрочные визы с постоянной беготнёй по поводу их продления (виза-ранами за границу и т.д.). Живущие там более постоянно делают учебные годовые визы: например, через школы по изучению иностранных языков. Более надежный, но и геморный вариант — это открытие бизнеса в новой стране. Часть стран даёт ВНЖ при открытии только “настоящего” бизнеса: с привлечением местного населения, созданием новых рабочих мест. Но где-то законодательство мягче, и можно обойтись чем-то вроде ИП. Мне неизвестны случаи, когда подобным образом оформлялся именно стоковый бизнес. Обычно это какой-то фото- или дизайн-фриланс, предоставление услуг, съемка на заказ, фотостудия и т.д. Банальность скажу: любым делом надо уметь и любить заниматься. У меня, например, никогда своего бизнеса не было, я не умею его вести и главное: мне это неинтересно. Поэтому варианты с бизнес-визами я для себя пока не рассматриваю.

А место пребывания я и так меняю постоянно, последнее время дома бываю наездами по паре месяцев. Здесь квартира, друзья, пожилые родители, я не могу и не хочу их совсем оставить. Но к какой-то определенной стране или месту я не привязана, везде себя чувствую экспатом — даже в Москве, где родилась и где мои предки жили чуть не со времён её основания. 🙂 Так что вполне возможно, что через 10 лет я буду жить где-то в другом месте, либо переезжать с одного на другое, мне это нравится. Там видно будет. 🙂

Аня, спасибо тебе большое за интервью, желаю тебе дальнейших творческих успехов и побольше расширенных продаж.

Спасибо. О да, и жЫрных синглов ещё. 🙂

Последнее изменение: 13 октября 2018 в 05:58.