Что такое Model Release и Property Release?

Повторение — мать учения. Еще раз коротко разбираем, что такое модел-релиз и пропети-релиз.

Модел-релиз (Model-release)

Здесь все просто — если на вашей фотографии видны люди, которых можно идентифицировать, то для продажи такой фотографии на фотостоках вы должны предоставить подписанный модел-релиз. Соответственно должны быть модел-релизы (Model Release) подписанные всеми, кого можно распознать на фотографии. Иногда фотостоки требуют модел-релизы даже в том случае, если человека распознать нельзя, например, когда изображена только часть тела.

Модел-релиз — это соглашение между фотографом и моделью, которая изображена на снимках. Когда человек (модель) подписывает модел-релиз, тем самым она (или он) соглашается, что фотография с ее (его) изображением может быть использована в коммерческих целях по всему миру.

Договор Model Release должен содержать следующие данные:

  • ФИО модели (разборчиво);
  • подпись модели;
  • полные контактные данные (адрес, телефон, адрес электронной почты);
  • дату рождения и возраст на момент создания фотографии;
  • дату подписания договора;
  • ФИО фотографа.

Если модель несовершеннолетняя (младше 18 лет), дополнительно требуются:

  • ФИО родителя или опекуна (разборчиво);
  • подпись родителя или опекуна;

Опционально могут быть и другие необязательные данные, которые могут помочь в случае возникновения спора.

Стоит отметить, что если на фотографии изображен сам автор, то модел-релиз все равно нужен, в данном случае подписанный самим автором два раза, в качестве модели и в качестве фотографа.

Property-release

Property-release необходим, если на вашей фотографии изображены объекты собственности (здания, предметы искусства, предметы интерьера и т.д.) охраняемые законом об интеллектуальной собственности.

К этому документы выдвигаются похожие требования как к модел-релизу. Владелец предмета интеллектуальной собственности должен дать согласие фотографу на использование изображения/фотографии его собственности в коммерческих целях.

Договор должен быть подписан для каждого объекта собственности.

Договор Property Release должен содержать следующие данные:

  • название/описание и расположение объекта собственности;
  • ФИО владельца или уполномоченного лица;
  • подпись владельца или уполномоченного лица;
  • полные контактные данные (адрес, телефон, адрес электронной почты) владельца или уполномоченного лица;
  • статус уполномоченного лица («Владелец», «Управляющий»);
  • дату подписания договора;
  • ФИО фотографа.

Каждый фотосток может выдвигать свои требования к данным, которые должен содержать property-release.

Если фотография здания или объекта выполнена в общественном месте (на улице или в другом общедоступном месте), то, чаще всего, на такие объекты не требуется пропети-релиз. При этом публичными местами не являются магазины, университеты, вокзалы, музеи, торговые центры и прочее. На фотографии выполненные в таком месте нужно будет предоставить разрешение владельцев.

Если во время выполнения фотографии интерьера или экстерьера здания вы находились на территории частной собственности, то вам также понадобиться property-release.

Универсальный модел-релиз

У каждого фотостока есть свои шаблоны модел-релиза или property-релиза, но можно использовать и универсальный шаблон. Существуют шаблоны модел-релизов, которые подойдут практически для любого фотостока.

Скачать их можно по этим ссылкам:

Universal-adult-model-release-for-all-agencies

Universal-minor-model-release-for-all-agencies

Universal-proberty-release-for-all-agencies

Я сам лично использую этот универсальный шаблон модел-релиза, все фотостоки его приняли.

Редакционная лицензия (Editorial)

Отдельно замечу, что если у вас есть фотография, на которой изображены люди или объекты частной собственности и у вас нет подписанных model-release или property-release, но вы все равно хотите попробовать продавать эти фотографии на фотостоках, то это возможно! Некоторые фотостоки (большинство из крупных, например Shutterstock или Depositphotos) принимают фотографии по редакционной лицензии (Editorial).

Такая лицензия позволяет использовать фотографии в информационных или образовательных целях, и запрещает использование изображения в рекламных, маркетинговых и других коммерческих целях. Не все фотографии подходят для продажи по editorial лицензии, например, фотографии человека, снятые крупным планом, когда конкретный человек является главным объектом съемки не примут на фотостоки для продажи по такой лицензии.

Рекомендую ознакомиться с требованиями фотостоков к фотографиям принимаемым по редакционной лицензии.

Последнее изменение: 17 октября 2019 в 18:08.