Легальное использование шрифтов — вопрос, неизменно ассоциирующийся с головной болью для подавляющего большинства микростокеров. Разновидностей лицензий так много, а условия их использования столь размыты, что эта тема регулярно всплывает на форумах и в профессиональных чатах. Каждый стокер, включая блогеров и инфоцыган, видит решение проблемы по-своему. Зачастую эти решения основаны лишь на профессиональной интуиции, что ведёт к юридическим рискам. Давайте углубимся и раз и навсегда решим — какой же тактики следует придерживаться?
Роль шрифта в стоковой работе
В одном стокеры сходятся: очень многое зависит от роли шрифтового элемента в вашей работе для фотостоков. Условно их можно разделить на три группы: служебные тексты, текстовые акценты и текст как основа композиции. Особняком стоят леттеринг и каллиграфия.
Служебный текст
К служебным текстам относятся:
- текстовые рыбы типа Lorem Ipsum,
- болванки с датами на флаерах, шаблонах, постерах,
- экземплификанты John Doe /Jane Doe (аналог нашего Васи Пупкина и Иванова Ивана Иваныча),
- подписи типа ‘MEGA PACK ICONS SET’,
- и многое другое.
Всё это удаляется покупателем после скачивания и (или) адаптируется под его запросы. По сути, такие надписи ему и не нужны, но позволяют более четко представить, как можно использовать вашу работу после покупки.
Считается, что для таких текстов можно свободно использовать встроенные базовые шрифты, например, из «родных» библиотек Microsoft и Adobe. Поскольку «рыба» будет в дальнейшем удалена покупателем, то и вопрос авторского права не стоит: вы пользуетесь своими шрифтами — в рамках работы на лицензионной ОС/ПО (они ведь у вас лицензионные, правда? ;-), а покупатель при редактировании и подгонке изображения — своими.
Текст-акцент
Тексты-акценты имеют более весомую роль в композиции. Это различные надписи на баннерах, шаблонах для соцсетей, бланковых фото. Зачастую стокеры прорабатывают текстовые акценты более тщательно, поскольку они составляют уже достаточно весомую часть композиции и задают макету настроение. Покупатели могут как оставить такую надпись без изменений, так и заменить её на что-то более, по их мнению, подходящее.
Текст-прима
Текст — основа композиции является ядром вашей работы. Иными словами, в таких работах именно надпись (а вместе с ней и шрифт, которым она исполнена) играет «главную роль». Такое бывает и у фотографов (например, если вы сфотографировали какое-то объявление или вывеску). Но чаще всего текст как основу используют иллюстраторы и дизайнеры. Вот лишь несколько примеров такого использования:
- интерьерные постеры с мотивационными цитатами,
- паттерны, в которых надписи занимают значительную часть,
- монопринты (т. е. цельные принты) на футболки, сумки-шоперы и т. д.,
- шрифтовые стикеры и бейджи,
- готовые логотипы.
Что касается леттеринга и каллиграфии, то тут всё предельно просто. Традиционно этот формат подразумевает оригинальные надписи, сделанные вашими собственными ручками. Поэтому вопрос шрифтовой лицензии отпадает сам собой.
Stroke или Expand?
Не менее сложный вопрос — влияет ли «разобранность» шрифта в стоковой работе на вопрос его лицензирования? В далеком 2014 году официальный представитель Shutterstock даже отвечала, мол, в разобранном виде используйте любые шрифты, вы же не сам шрифт продаете, а только работу с ним. И по сей день многие стокеры оперируют этим комментарием — хотя по меркам интернета прошла уже целая вечность. По скромному мнению автора, этот подход весьма рискованный. Дело в том, что так можно со спокойным сердцем сделать, например, монопринт с характерным, запоминающимся шрифтом, напродавать его — а спустя время получить иск за несогласованное коммерческое использование. Поэтому важно в своей стокерской деятельности оперировать не только понятием «разобранный / неразобранный», но и ориентироваться в шрифтовых лицензиях.
Таким образом, для надписей, роль которых третьестепенна, практически без зазрения совести можно использовать любой шрифт, игнорируя тип лицензии, — при условии, что он разобран. В остальных случаях использование шрифта с неверно подобранной лицензией — даже если сам шрифт разобран — потенциально может привести к проблемам.
Шрифт в законе
Вопреки распространенному мнению, шрифты не делятся на «платные и бесплатные». Законные возможности использования шрифта определяются видом его лицензии — а не тем, платили ли вы за скачивание деньги. Давайте рассмотрим самые популярные и доступные лицензии в разрезе использования на стоках.
Название лицензии | Что важно для стокера. Где применяется | Что важно для покупателя |
Свободные лицензии | ||
Свободная лицензия (free license) | Автор шрифта разрешает вам безвозмездное использование шрифта, но на определенных условиях. Например, шрифт можно бесплатно использовать в некоммерческих проектах, а вот в случае с коммерческим проектом лицензию нужно будет приобрести за деньги. Поскольку лицензия очень гибкая, перед применением шрифта в каждом отдельном случае стокеру нужно узнать обо всех ограничениях индивидуально. | При работе на заказ сообщаете обо всех особенностях использованной свободной лицензии заранее. На стоках нет прямого контакта с покупателем, поэтому наиболее безопасно использовать свободную лицензию, которая подразумевает бесплатное коммерческое использование всех видов — free for commercial use — без указания автора. Впрочем, со стороны разработчиков шрифтов такая щедрость — краснокнижная редкость. |
Open Font License (OFL) | Одна из самых распространённых свободных лицензий. Шрифт можно использовать где угодно и как угодно, но нельзя продавать сам по себе. Изменять (модифицировать) OFL шрифты разрешается. Но такие модификации можно распространять только на бесплатной основе. | |
Apache | Ещё одна свободная лицензия. По условиям использования похожа на OTF, но модифицированные варианты шрифта можно продавать без зазрения совести. Также Apache нельзя использовать в дизайне логотипов. | |
Лицензии Creative Commons | ||
СС-BY, CC-BY-SA и т. д. | Все виды лицензий Creative Commons являются свободными либо просто бесплатными. Однако обязательное условие указания автора делает использование Creative Commons шрифтов на стоках нецелесообразным. | На стоках нет прямого контакта с покупателем, поэтому для всех текстов, кроме служебных, лучше остановиться на других видах лицензий |
Также распространены коммерческие лицензии Web, Desktop, Digital Ads и App. Условия их использования могут существенно различаться от случая к случаю. Применяя такие шрифты в своей продукции, ваш покупатель обязан приобрести права на них. Помните об этом, если хотите использовать шрифты такого типа в своей стоковой работе.
Аренда шрифтов
Существует альтернатива покупке лицензии — это аренда шрифтов — на определенный срок или по подписке, в формате облачного доступа. Этот способ больше всего подходит для работы на заказ. Однако, автор статьи успешно применяет его в своей стокерской деятельности для служебных текстов и текстов-акцентов. Особенно интересна в этом плане Adobe Font, поскольку доступ к ней входит в регулярную подписку на большинство редакторов Adobe. В своём руководстве компания утверждает, что вы можете абсолютно свободно использовать все шрифты из их базы в рамках проектного и коммерческого использования (под которую попадает и стоковая деятельность), в том числе в вебе, логотипах, графическом дизайне и иллюстрации. А вот для редактирования вашего дизайна покупателю всё-таки понадобится лицензия.
Как узнать вид лицензии на шрифт?
«Хорошо, тут всё понятно. Но как узнать, какая у меня лицензия?» — спросит законопослушный стокер. Отвечаем! По правилам, лицензия всегда поставляется вместе с файлом шрифта. Обычно она представляет собой .txt файл, который лежит в одном архиве со шрифтом. Пользователи ОС Windows также могут попробовать докопаться до правды при помощи Панели управления (Win 7) / Параметры (Win10). Для этого надо зайти в раздел «Персонализация — Шрифты» («Все элементы панели управления — Шрифты» на Win7). В карточке каждого шрифта есть поля «Авторские права» и «Описание лицензии», которые заполняются его владельцем. В крайнем случае, здесь же, можно узнать имя автора и название компании-лицензиата, а далее обратиться за помощью к любимому гуглу.
Шрифты для стоков: правила агентств
А что говорят сами стоки? Помимо вида лицензии надо знать, какие правила выдвигает каждое агентство по отдельности. Вот сравнение правил применения шрифтов самых популярных фотостоков:
Сток | Можно | Нельзя |
Shutterstock | • Оригинальные наборы шрифтов (вашего авторства) • Коммерческие шрифты (разобранные) • Встроенные шрифты вашего ПО, если это разрешено лицензионным Соглашением на ПО | • Редактируемые (неразобранные) шрифты • Шрифтовые наборы*, основанные в значительной степени на существующих коммерческих шрифтах *напр., векторные буквы, украшенные цветами, на основе чужого текста |
Adobe Stock | • Для макетов и шаблонов — шрифты, которые доступны на Adobe Font | • Любые шрифты, автором которых вы не являетесь, а также их модификации |
iStock | • Только шрифты с коммерческой лицензией, подразумевающей продажу на условиях Royalty Free, в составе векторных иллюстраций | • Редактируемые (неразобранные) шрифты |
NB! Большинство стоков в своих Правилах подчёркивают: обеспечение юридически законного использования в своей работе того или иного шрифта лежит целиком на плечах стокового автора. Помните об этом, когда креативный дьявол на плече призывает вас немного попиратить 🙂
Где скачать шрифты бесплатно без СМС и регистраций?
Мы рекомендуем качать бесплатно только в случаях, когда это действительно легально. Вот несколько сайтов, где можно это сделать:
Сайт | Представленные лицензии | Особенности |
Google Font | • Свободная для коммерческого использования | • Базовые (антиквы, гротески) и рукописные шрифты; • Внушительная кириллическая библиотека; • Идеально для веба и приложений. |
FontSpace | • Свободная для личного использования; • Свободная для коммерческого использования; • Коммерческие лицензии (платные). | • Тысячи шрифтов разных стилей, включая акцидентные; • Не все бесплатные шрифты можно использовать в коммерции! Нужно смотреть в описании лота. |
Font Squirrel | • Внушительная коллекция OFL / Apache шрифтов, включая акцидентные; • Гибкая система фильтров поиска, в т. ч. теги; • Есть кириллическая библиотека. | |
facefont | • Сайт на русском языке; • Платные и бесплатные шрифты; • Некоторые из бесплатных шрифтов — только для личного использования: изучайте описание лота! • Владельцы сайта рекомендуют связаться с автором, если вы хотите использовать шрифт, заявленный на сайте как free for commercial use! | |
DaFont | • Свободная лицензия для коммерческого использования; • Демо-версии шрифтов | • Гибкая система фильтров поиска, в т. ч. теги • Есть риск наткнуться на демо- или условно-бесплатную версию шрифта • Есть кириллическая библиотека; • Владельцы сайта не гарантируют, что информация о лицензии достоверна. Рекомендуем перепроверять тип лицензии при скачивании! |
1001Fonts | • Свободная для личного использования; • Свободная для коммерческого использования. | • Простая система тегов по стилям и новизне • Большая библиотека free for commercial use шрифтов |
Behance | • Свободная лицензия для личного использования • Свободная лицензия для коммерческого использования; • Демо-версии и условно-бесплатные версии | Частенько здесь выкладывают шрифты бесплатно, чтобы прорекламировать себя или просто по доброте душевной. Однако наличие кнопки ‘download free’ ещё не означает, что автор разрешает использовать свою работу в коммерческих проектах. Обязательно проверьте условия в описании поста! Если автор ничего не пишет, спуститесь вниз, к соответствующей графе сразу под списком тегов. Либо уточните лично в комментариях к посту. |
Вместо заключения
Не существует однозначного ответа на вопрос: «Какой шрифт я могу использовать при работе на стоках?» Тактика подбора зависит от ряда факторов, перечень которых также непостоянен. Поэтому лучшее решение — хотя бы минимально ориентироваться во всём многообразии лицензий. Вполне нормально, что вы будете «плавать» по некоторым моментам — так же, как и автор этой статьи 🙂 Существуют даже юристы, которые специализируются исключительно на авторском праве. Возможно, однажды наступить момент, когда и вам понадобится консультация такого специалиста. Тем не менее, осведомлённость, пусть и минимальная, придаст профессиональной уверенности и избавит вас от значительной части рисков.
Автор статьи: dbayan
Не забудьте подписаться на наш Telegram канал с актуальными новостями о фотостоках и интересной информацией. Коротко и полезно.
Последнее изменение: 2 августа 2021 в 11:27.