Шрифты легально — полный гайд для стокеров

Легальное использование шрифтов — вопрос, неизменно ассоциирующийся с головной болью для подавляющего большинства микростокеров. Разновидностей лицензий так много, а условия их использования столь размыты, что эта тема регулярно всплывает на форумах и в профессиональных чатах. Каждый стокер, включая блогеров и инфоцыган, видит решение проблемы по-своему. Зачастую эти решения основаны лишь на профессиональной интуиции, что ведёт к юридическим рискам. Давайте углубимся и раз и навсегда решим — какой же тактики следует придерживаться?

Роль шрифта в стоковой работе

В одном стокеры сходятся: очень многое зависит от роли шрифтового элемента в вашей работе для фотостоков. Условно их можно разделить на три группы: служебные тексты, текстовые акценты и текст как основа композиции. Особняком стоят леттеринг и каллиграфия. 

Служебный текст

К служебным текстам относятся:

  • текстовые рыбы типа Lorem Ipsum, 
  • болванки с датами на флаерах, шаблонах, постерах,
  • экземплификанты John Doe /Jane Doe (аналог нашего Васи Пупкина и Иванова Ивана Иваныча),
  • подписи типа ‘MEGA PACK ICONS SET’,
  • и многое другое.

Всё это удаляется покупателем после скачивания и (или) адаптируется под его запросы. По сути, такие надписи ему и не нужны, но позволяют более четко представить, как можно использовать вашу работу после покупки.

Сет иконок

Заголовок в этом сете иконок нужен лишь для пояснения задумки и не предполагает, что его будут использовать в макетах

Считается, что для таких текстов можно свободно использовать встроенные базовые шрифты, например, из «родных» библиотек Microsoft и Adobe. Поскольку «рыба» будет в дальнейшем удалена покупателем, то и вопрос авторского права не стоит: вы пользуетесь своими шрифтами — в рамках работы на лицензионной ОС/ПО (они ведь у вас лицензионные, правда? ;-), а покупатель при редактировании и подгонке изображения — своими.

Текст-акцент

Тексты-акценты имеют более весомую роль в композиции. Это различные надписи на баннерах, шаблонах для соцсетей, бланковых фото. Зачастую стокеры прорабатывают текстовые акценты более тщательно, поскольку они составляют уже достаточно весомую часть композиции и задают макету настроение. Покупатели могут как оставить такую надпись без изменений, так и заменить её на что-то более, по их мнению, подходящее.

лица для подкаста

Надписи-акценты придают композиции законченность, а значит, вполне могут попасть и в конечный макет

Текст-прима

Текст — основа композиции является ядром вашей работы. Иными словами, в таких работах именно надпись (а вместе с ней и шрифт, которым она исполнена) играет «главную роль». Такое бывает и у фотографов (например, если вы сфотографировали какое-то объявление или вывеску). Но чаще всего текст как основу используют иллюстраторы и дизайнеры. Вот лишь несколько примеров такого использования:

  • интерьерные постеры с мотивационными цитатами,
  • паттерны, в которых надписи занимают значительную часть,
  • монопринты (т. е. цельные принты) на футболки, сумки-шоперы и т. д.,
  • шрифтовые стикеры и бейджи,
  • готовые логотипы.
Луи Виттон

На месте LV у меня возникли вопросы к такой стоковой фотографии. К счастью, это всего лишь free to use пикча от @kyresong с Unsplash.

Что касается леттеринга и каллиграфии, то тут всё предельно просто. Традиционно этот формат подразумевает оригинальные надписи, сделанные вашими собственными ручками. Поэтому вопрос шрифтовой лицензии отпадает сам собой.

Логотип День Победы

Пример псевдолеттеринга от автора статьи (слева). За уровень исполнения мне очень стыдно, зато вопросов по авторству точно не возникнет. Текст справа является служебной рыбой.

Stroke или Expand?

Не менее сложный вопрос — влияет ли «разобранность» шрифта в стоковой работе на вопрос его лицензирования? В далеком 2014 году официальный представитель Shutterstock даже отвечала, мол, в разобранном виде используйте любые шрифты, вы же не сам шрифт продаете, а только работу с ним. И по сей день многие стокеры оперируют этим комментарием — хотя по меркам интернета прошла уже целая вечность. По скромному мнению автора, этот подход весьма рискованный. Дело в том, что так можно со спокойным сердцем сделать, например, монопринт с характерным, запоминающимся шрифтом, напродавать его — а спустя время получить иск за несогласованное коммерческое использование. Поэтому важно в своей стокерской деятельности оперировать не только понятием «разобранный / неразобранный», но и ориентироваться в шрифтовых лицензиях.

Таким образом, для надписей, роль которых третьестепенна, практически без зазрения совести можно использовать любой шрифт, игнорируя тип лицензии, — при условии, что он разобран. В остальных случаях использование шрифта с неверно подобранной лицензией — даже если сам шрифт разобран — потенциально может привести к проблемам.

Шрифт в законе

Вопреки распространенному мнению, шрифты не делятся на «платные и бесплатные». Законные возможности использования шрифта определяются видом его лицензии — а не тем, платили ли вы за скачивание деньги. Давайте рассмотрим самые популярные и доступные лицензии в разрезе использования на стоках.

Название

лицензии

Что важно для стокера.

Где применяется

Что важно для покупателя
Свободные лицензии
Свободная лицензия (free license) Автор шрифта разрешает вам безвозмездное использование шрифта, но на определенных условиях. Например, шрифт можно бесплатно использовать в некоммерческих проектах, а вот в случае с коммерческим проектом лицензию нужно будет приобрести за деньги. Поскольку лицензия очень гибкая, перед применением шрифта в каждом отдельном случае стокеру нужно узнать обо всех ограничениях индивидуально. При работе на заказ сообщаете обо всех особенностях использованной свободной лицензии заранее. На стоках нет прямого контакта с покупателем, поэтому наиболее безопасно использовать свободную лицензию, которая подразумевает бесплатное коммерческое использование всех видов — free for commercial use — без указания автора. Впрочем, со стороны разработчиков шрифтов такая щедрость — краснокнижная редкость.
Open Font License (OFL) Одна из самых распространённых свободных лицензий. Шрифт можно использовать где угодно и как угодно, но нельзя продавать сам по себе. Изменять (модифицировать) OFL шрифты разрешается. Но такие модификации можно распространять только на бесплатной основе.
Apache Ещё одна свободная лицензия. По условиям использования похожа на OTF, но модифицированные варианты шрифта можно продавать без зазрения совести. Также Apache нельзя использовать в дизайне логотипов.
Лицензии Creative Commons
СС-BY, CC-BY-SA и т. д. Все виды лицензий Creative Commons являются свободными либо просто бесплатными. Однако обязательное условие указания автора делает использование Creative Commons шрифтов на стоках нецелесообразным. На стоках нет прямого контакта с покупателем, поэтому для всех текстов, кроме служебных, лучше остановиться на других видах лицензий

 

Также распространены коммерческие лицензии Web, Desktop, Digital Ads и App. Условия их использования могут существенно различаться от случая к случаю. Применяя такие шрифты в своей продукции, ваш покупатель обязан приобрести права на них. Помните об этом, если хотите использовать шрифты такого типа в своей стоковой работе.

Аренда шрифтов

Существует альтернатива покупке лицензии — это аренда шрифтов — на определенный срок или по подписке, в формате облачного доступа. Этот способ больше всего подходит для работы на заказ. Однако, автор статьи успешно применяет его в своей стокерской деятельности для служебных текстов и текстов-акцентов. Особенно интересна в этом плане Adobe Font, поскольку доступ к ней входит в регулярную подписку на большинство редакторов Adobe. В своём руководстве компания утверждает, что вы можете абсолютно свободно использовать все шрифты из их базы в рамках проектного и коммерческого использования (под которую попадает и стоковая деятельность), в том числе в вебе, логотипах, графическом дизайне и иллюстрации. А вот для редактирования вашего дизайна покупателю всё-таки понадобится лицензия.

Как узнать вид лицензии на шрифт?

«Хорошо, тут всё понятно. Но как узнать, какая у меня лицензия?» — спросит законопослушный стокер. Отвечаем! По правилам, лицензия всегда поставляется вместе с файлом шрифта. Обычно она представляет собой .txt файл, который лежит в одном архиве со шрифтом. Пользователи ОС Windows также могут попробовать докопаться до правды при помощи Панели управления (Win 7) / Параметры (Win10). Для этого надо зайти в раздел «Персонализация — Шрифты» («Все элементы панели управления — Шрифты» на Win7). В карточке каждого шрифта есть поля «Авторские права» и «Описание лицензии», которые заполняются его владельцем. В крайнем случае, здесь же, можно узнать имя автора и название компании-лицензиата, а далее обратиться за помощью к любимому гуглу.

Шрифты для стоков: правила агентств

А что говорят сами стоки? Помимо вида лицензии надо знать, какие правила выдвигает каждое агентство по отдельности. Вот сравнение правил применения шрифтов самых популярных фотостоков:

Сток Можно Нельзя
Shutterstock • Оригинальные наборы шрифтов (вашего авторства)

• Коммерческие шрифты (разобранные)

Встроенные шрифты вашего ПО, если это разрешено лицензионным Соглашением на ПО

• Редактируемые (неразобранные) шрифты

• Шрифтовые наборы*, основанные в значительной степени на существующих коммерческих шрифтах 

*напр., векторные буквы, украшенные цветами, на основе чужого текста

Adobe Stock • Для макетов и шаблонов — шрифты, которые доступны на Adobe Font Любые шрифты, автором которых вы не являетесь, а также их модификации
iStock Только шрифты с коммерческой лицензией, подразумевающей продажу на условиях Royalty Free, в составе векторных иллюстраций • Редактируемые (неразобранные) шрифты

 

NB! Большинство стоков в своих Правилах подчёркивают: обеспечение юридически законного использования в своей работе того или иного шрифта лежит целиком на плечах стокового автора. Помните об этом, когда креативный дьявол на плече призывает вас немного попиратить 🙂

Где скачать шрифты бесплатно без СМС и регистраций?

Мы рекомендуем качать бесплатно только в случаях, когда это действительно легально. Вот несколько сайтов, где можно это сделать:

Сайт Представленные лицензии Особенности
Google Font • Свободная для коммерческого использования • Базовые (антиквы, гротески) и рукописные шрифты;

• Внушительная кириллическая библиотека;

• Идеально для веба и приложений.

FontSpace • Свободная

для личного использования;

• Свободная для коммерческого использования;

• Коммерческие лицензии (платные).

• Тысячи шрифтов разных стилей, включая акцидентные;

Не все бесплатные шрифты можно использовать в коммерции! Нужно смотреть в описании лота.

Font Squirrel • Внушительная коллекция OFL / Apache шрифтов, включая акцидентные;

• Гибкая система фильтров поиска, в т. ч. теги;

• Есть кириллическая библиотека.

facefont • Сайт на русском языке;

• Платные и бесплатные шрифты;

• Некоторые из бесплатных шрифтов — только для личного использования: изучайте описание лота!

• Владельцы сайта рекомендуют связаться с автором, если вы хотите использовать шрифт, заявленный на сайте как free for commercial use!

DaFont • Свободная лицензия для коммерческого использования;

• Демо-версии шрифтов

• Гибкая система фильтров поиска, в т. ч. теги

• Есть риск наткнуться на демо- или условно-бесплатную версию шрифта

• Есть кириллическая библиотека;

• Владельцы сайта не гарантируют, что информация о лицензии достоверна. Рекомендуем перепроверять тип лицензии при скачивании!

1001Fonts • Свободная

для личного использования;

• Свободная для коммерческого использования.

• Простая система тегов по стилям и новизне

• Большая библиотека free for commercial use шрифтов

Behance • Свободная лицензия для личного использования

• Свободная лицензия для коммерческого использования;

• Демо-версии и условно-бесплатные версии

Частенько здесь выкладывают шрифты бесплатно, чтобы прорекламировать себя или просто по доброте душевной. Однако наличие кнопки ‘download free’ ещё не означает, что автор разрешает использовать свою работу в коммерческих проектах. Обязательно проверьте условия в описании поста! Если автор ничего не пишет, спуститесь вниз, к соответствующей графе сразу под списком тегов. Либо уточните лично в комментариях к посту.

 

Вместо заключения

Не существует однозначного ответа на вопрос: «Какой шрифт я могу использовать при работе на стоках?» Тактика подбора зависит от ряда факторов, перечень которых также непостоянен. Поэтому лучшее решение — хотя бы минимально ориентироваться во всём многообразии лицензий. Вполне нормально, что вы будете «плавать» по некоторым моментам — так же, как и автор этой статьи 🙂 Существуют даже юристы, которые специализируются исключительно на авторском праве. Возможно, однажды наступить момент, когда и вам понадобится консультация такого специалиста. Тем не менее, осведомлённость, пусть и минимальная, придаст профессиональной уверенности и избавит вас от значительной части рисков.

Автор статьи: dbayan

Не забудьте подписаться на наш Telegram канал с актуальными новостями о фотостоках и интересной информацией. Коротко и полезно.

Последнее изменение: 2 августа 2021 в 11:27.