Стандарты качества в стоковой фотографии. Часть 2: Фокусировка

Мы продолжаем публикацию серии статей, посвященных стандартам качество в стоковой фотографии. Вторая статья в этой серии будет посвящена вопросам фокусировки снимка. В статье описаны основные ошибки, допускаемые многими начинающими фотографами и технические приемы, которые позволяют получить фотографии с правильным фокусом.

В нашей первой статье об Освещении мы говорили о том, как правильно экспонировать изображение, дать правильное количество света камере, как сообщить пленке или светочувствительному элементу в цифровой камере правильную информацию, чтобы воспроизвести то, что мы видим. Следующее, что надо сделать — правильная фокусировка.

Обычно, если не удается сфокусироваться на изображении, причиной является одна из следующих трех проблем:

  •  Изображение вообще не попадает в фокус — оно получается смазанным или даже размытым.
  •  В момент выдержки произошло движение камеры.
  •  Фокус есть, но выбран он неправильно.

Далее приведены примеры каждой из этих ситуаций. И хотя примеры представляют собой худшие из худших сценариев развития событий, общие принципы остаются неизменными. Ваши собственные изображения могут быть плохого качества и из-за гораздо меньшего количества причин, указанных здесь, но надеемся, что осознание этих причин поможет вам понять главную суть проблемы.

В данном случае фокуса нет вообще. Это произошло либо потому, что у вас была неправильно подобрана выдержка для данной экспозиции, объект съемки находился в движении, либо у вас слегка дрожали руки. Какой бы ни была причина, изображение получается слишком размытым для того, чтобы его можно было использовать.

Переэкспонированная фотография

Переэкспонированная фотография

На снимке есть резкие участки изображения, но для композиции изображения они выбраны неправильно, тем самым ограничивая возможности его использования. В данном случае в фокусе находятся кончики крыльев, а лицо получилось слишком размытым.

Недоэкспонированная фотография

Вы сделали попытку художественного размытия, или по композиционным причинам попробовали играть с глубиной резкости, но это попросту не сработало.

В данном случае ‘эксперимент’ не удался. Изображение выглядит неполноценным и не передает никакой информации кроме той, что фокусировки не произошло.

Нормально экспонированная фотография

Фокусное расстояние и правильная выдержка:

Опытным путем доказано следующее: выдержка должна быть 1/ХХ при фокусном расстоянии XX для любой диафрагмы.

Так на практике, если вы снимаете объективом с фокусным расстоянием 80 мм, самая долгая выдержка при съемке без штатива должна составить 1/80ую долю секунды.

Это правило применимо к полноформатным камерам. Для цифровых камер с размером сенсора менее 24 х 36 мм (например, APS-C с кроп-фактором 1,6), нужно умножить фокусное расстояние на разницу (1,6 в данном случае) и откорректировать время выдержки соответственно.

Примечание: здесь изложено общее руководство к действию, на практике же все зависит от многих других факторов. При правильно выбранной позе во время съемки и правильной технике закрытия затвора объективы стабилизирующие изображение позволят снимать при гораздо большей выдержки. Слишком много выпитого кофе или учащенный пульс сделают вас менее устойчивыми, и может потребоваться более высокая скорость затвора.

Неправильно подобранная выдержка                     Несфокусированная фотография

Неправильно подобранная выдержка

Неправильно подобранная выдержка

Несфокусированная фотография

Несфокусированная фотография

Устойчивость.

У некоторых людей при съемке тело и руки остаются практически недвижимыми, что позволяет им снимать с более длительной выдержкой без штатива. Однако это удается далеко не всем. Чтобы минимизировать любое движение при съемке, вы можете либо настроить выдержку так, чтобы в объектив попадало больше света, увеличив значение ISO (чувствительности), или больше открывая диафрагму, либо сделать что-что, чтобы обездвижить ваше тело и камеру. Обопритесь о стену, дерево, воспользуйтесь моноподом, штативом, прислоните объектив к чему-нибудь твердому предмету — сделайте что-то, чтобы камера была неподвижна. Особенно в далеко не идеальных условиях освещения, чем устойчивей будет ваша камера, тем более резким будет фокус.

Чем больше ваше фокусное расстояние, тем менее подвижны вы должны быть. Именно поэтому 24-хмилиметровый объектив не нуждается ни в какой стабилизации изображения, и ваш любимый 300-миллиметровый телеобъектив возможно имеет встроенную систему стабилизации изображения.

Пример тряски камеры                                      Нужен штатив!

Пример тряски камеры

Пример тряски камеры

Нужен штатив!

Нужен штатив!

Композиция.

Что является наиболее интересной частью изображения, которое вы хотите запечатлеть? К какой именно части изображения вы хотите привлечь внимание? Это будет вашим первичным фокусом, и он должен быть в центре внимания. Часто изображение бывает местами довольно четким, но не будет являться правильным из-за неточной фокусировки, потому что основная композиции получится слишком размытой.

Не слишком полагайтесь на автофокус вашей камеры. Иногда бывает, автофокусировка самостоятельно выбирает фокус, отличный от того, что задумали вы, и захватывает совершенно другую часть кадра, таким образом, упуская ваш первичный объект. Это может сделать снимок неудачным, особенно если вы работаете с небольшой глубиной резкости.

Фокусировка

Фокусировка

Четко в неправильном месте                      Размыто там, где должен быть фокус

Четко в неправильном месте

Четко в неправильном месте

Размыто там, где должен быть фокус

Размыто там, где должен быть фокус

Каждое новое поколение современных цифровых камер теперь выпускается с большим и большим максимальным выходным размером изображения. В определенной степени, если общее изображение получается четким, может быть допущено незначительное смещение фокуса с центра композиции. Однако если в целом изображение размыто, а главный фокус не совпадает с центром композиции, то снимок не получится. То есть все зависит от общего изображения.

В этом примере мы можем видеть очевидные трудности при небольшой глубине резкости. Автофокус сосредоточился на траве, окружающей наш объект, оставляя лицо вне фокуса, что к сожалению делает изображение неудачным.

Фокусировка

Фокусировка

Четко в неправильном месте                   Размыто там, где должен быть фокус

Четко в неправильном месте

Четко в неправильном месте

Размыто там, где должен быть фокус

Размыто там, где должен быть фокус

При съемке ровных поверхностей и текстур весь снимок должен получиться четким, чтобы иметь практическую значимость. Если бы вы выбрали в качестве фона ржавую металлическую поверхность, что, кстати, послужило бы отличным фоном, правильный фокус в этом случае будет самым решающим фактором, поскольку любая неконтрастность и размытость сделает данный снимок непригодным с практической точки зрения.

Слишком размыто для текстуры              Слишком размыто

Слишком размыто для текстуры

Слишком размыто для текстуры

Слишком размыто

Слишком размыто

Движение и умышленная размытость, или «Я сделал это нарочно».

Конечно, всегда существуют какие-то уловки, и то, что делает изображение действительно хорошим, не обязательно должно быть сделано правильно. Умышленно не сфокусированные изображения при определенных обстоятельствах являются приемлемыми. Опять же, все зависит от общего изображения и техники исполнения.

Выглядит неплохо? Кадр удался? Действительно ли это привлекательная абстракция, или всего-навсего пустая бессмыслица? Снимок действительно выглядит красиво или просто неправильно снят? Если на снимке нет сфокусированного центра, привлечет ли он внимание зрителя или просто покажется бессмысленным? Эти вопросы Вы должны задать себе, пытаясь сместить фокус с композиционного центра изображения. Будьте в отношении себя требовательны.

Неудачное размытие движения                   Неудачно подобранная глубина резкости

Неудачное размытие движения

Неудачное размытие движения

Неудачно подобранная глубина резкости

Неудачно подобранная глубина резкости

Беспорядочное размытие                          Нет фокусировки

Беспорядочное размытие

Беспорядочное размытие

Нет фокусировки

Нет фокусировки

Часто такое происходит с изображениями, снятыми движущейся камерой. Это означает следование за вашим движущимся объектом в пределах кадра (обычно в горизонтальном положении) с более длительным временем выдержки, придавая снимку дополнительный оттенок движения, оставляя вне фокуса все, кроме вашего объекта или его части. Камера, работающая в режиме серво фокуса (servo focus), будет являться в этой ситуации лучшим решением. Эта техника довольно легка в освоении.

Другой хороший прием со снимками с более долгой выдержкой – это использование вспышки с синхронизацией по второй шторке затвора. Это означает, что вспышка произойдет как раз перед окончанием времени выдержки, как бы «замораживая» действие и фокусируя на нем все внимание.

Вы вероятно видели много отличных снимков с большой выдержкой текущей воды (реки, морские волны, обычно с фокусом на какой-нибудь скале или фиксированном объекте где-нибудь в кадре), размытые снимки движущейся толпы людей, идущих или выполняющих ежедневные дела — толпа в часы пик, подземные станции с размытыми изображениями поездов, движущийся транспорт, велогонки — что-нибудь, что передает движение. Этот прием работает до тех пор, пока технически это движение удается передать.

Парфокальные объективы.

Некоторые из зум-объективов могут быть так называемыми «парфокальными». Это означает, что они не теряют фокус при изменении фокусного расстояния. Если вы снимаете при малом фокусном расстоянии, попробуйте настроиться на самое длинное фокусное расстояние, предлагаемое данным объективом. Сфокусируйтесь и держа затвор в полузакрытом состоянии верните зум объектива на нужное фокусное расстояние и сделайте снимок. Изображение получится гораздо четче, чем если бы вы снимали просто на маленьком фокусном расстоянии.

Послесловие — когда можно нарушать правила.

Справедливости ради стоит отметить, что фотобанки получили успех благодаря тому, что требовали от своих авторов исключительно четких и чистых изображений. Поскольку в конце концов это привело к созданию, с технической точки зрения, одних из лучших коллекций цифровых фотографий.

Позвольте резюмировать все это следующим образом: фокус – это чистая математика. Чем больше разрешение фотографии, тем менее важным становится острота фокуса. В XXXL ( да, это 21 миллион пикселей), фотобанки должны так или иначе прекратить смотреть на фотографии как фотографы: они должны смотреть на фотографии с точки зрения дизайнера.

Важно ли дизайнеру, что разрешение красивой фотографии составляет 21 миллион пикселей? Не важно, и это — факт.

  • Напечатанный любой офсетной печатью снимок будет выглядеть бесподобно.
  • Опубликованный в интернете файл будет уменьшен так, что фокус будет безупречным.

Вот несколько изображений, в которых все это отражено — они как раз представляют образы, содержащие в себе много плюсов:

Нарушаем правила

1.  Вот блестящее использование штатива: значение ISO 100, фокус 5.6, выдержка в одну секунду — выпущена всего одна модель такой камеры, и съемка в городских условиях никогда еще не была такой приятной.

 2. Если все сделано правильно, некоторые предметы, не попадающие в фокус, могут создать потрясающий эффект.

Нарушаем правила

3. Выборочный фокус – это отличный способ предложить исключительное и оригинальное видение сцены.

4. Для дизайнера, обладание доступом к отлично выполненным снимкам, снятым с чрезвычайно малой глубиной резкости часто делает разницу в том, проигнорировать ли снимок или выбрать его для проекта.

5. Эксперименты с фокусом могут привести к невероятным результатам … обычно к незабываемым изображениям.

Нарушаем правила

6. Размытое движение – это искусство и иногда может быть опасным …, но когда это движение снято правильно, кадр может получиться потрясающим.

7. Экспериментирование с фокусом не подходит для всех предметов. Для съемки фона, текстуры поверхности и других двумерных объектов правило строгое, но довольно простое: главное, не торопитесь и сделайте снимок как положено. Используйте штатив. Вот romaoslo показывает, как сделать отличный, четкий снимок шелковой поверхности: значение ISO 100, фокус 11, 1/200-ая доля секунды, съемка 100-милиметровым объективом … и получается отличный снимок.

Нарушаем правила

8. Используя в качестве эксперимента объектив с возможностью поворота и сдвига, Kevinruss достиг в этом замечательном снимке исключительной атмосферы.

9. А теперь … используйте этот же самый объектив для съемки в студии … для абсолютно фантастической демонстрации выборочного фокуса.

Нарушаем правила

10. Объективы-малыши (Lensbabies) – одни из самых классных объективов, которые могут быть. Съемка таким объективом в нужном месте и в нужное время может привести к потрясающему результату.

11. У вас нет подписанных модел релизов, но вы все же хотели бы попытаться запечатлеть спортивное событие? Это вполне реально. Правильная техника съемки движущихся объектов — и вам гарантированы веселые и красивые изображения.

Источник: http://www.istockphoto.com/article_view.php?ID=555

Автор: Matjaž Slanič

Последнее изменение: 17 октября 2019 в 18:16.