Интервью с успешным микростокером - Microvector

Поделитесь с друзьями:

Сегодня у нас интервью с успешным фотостокером Лехой, больше известным как microvector, автором популярного блога в ЖЖ и известным иллюстратором.

 

Привет Алексей, я посмотрел твои финансовые отчеты, которые ты регулярно публикуешь у себя в блоге, и решил назвать тебя в заголовке успешным микростокер, а ты сам как считаешь, добился ли ты успеха в работе с микростоками?

 

К сожалению о финансовых результатах других микростокеров информации мало. (Кстати, именно из-за этого информационного голодания я и решил сделать блог с постоянным раскрытием фанансовой части. Оказалось, это очень нужно начинающим ребятам.) Так вот, информации мало, поэтому и сравнивать тяжеловато.

Но, судя по имеющимся данным, — ага, портфель весьма успешный. Ну и я вместе с ним 8)

 

В любом случае это вполне приличный доход. Плюс ощущение, что всё (ну или многое) зависит от тебя, твоей сообразительности, умений, воли и трудолюбия. Это такой lite-вариант предпринимательства что ли. Интересный и не такой жесткий, как обычный бизнес.

 

Детальная финансовая информация всегда интересна, в том числе из-за ее дефицита. Кто-то хочет понять сколько можно заработать на микростоках, кто-то — сравнить себя с другими. Можешь поделиться последними данными о заработках на микростоках с нашими посетителями, которые еще не читали твой блог?

 

Фин. результаты сведены в табличку, обновляемую ежемесячно, там можно все подробнее посмотреть. А если кратко, то мы сейчас (почти с начала 2014 года) командой работаем из 5-7 человек. И на данный момент выручка приблизилась к $10 тыс. в месяц. Т.е. месячный доход с вектора примерно $3,5. Моя часть за вычетом расходов — чуть меньше половины. В этом году будем годовые премии давать и другие бонусы, чтобы она ещё поменьше стала. Делиться хорошо *)

Основную долю дает Shutterstock, потом идут iStock, Fotolia, Graphicriver. А недавно ещё стали активно на Creative Market грузить: загрузка несколько муторная, но отдача неплохая — около $800 за прошлый месяц вышло.

 

Насколько я представляю, такой RPI (доход с картинки в месяц) вполне типичен для векторных команд. У ребят, которые в одиночку работают, многое зависит от личного мастерства и стиля. А в командах это все усредняется. Но и разнообразия в портфеле больше, т.е. он менее зависим от сезонности спроса и популярности конкретного направления.

 

Да, я читал, что ты недавно начал работать командой. Расскажи, почему ты принял такое решение и как у вас организована работа?

 

Не так уж и недавно 8). Почти год прошел как мы стартовали.

Причины две:

1. Когда ресурсов перестает хватать, нужны ещё рабочие руки. Вот и у меня наращивать производительность в одиночку уже было невозможно. Поэтому захотелось позвать ещё ребят. В компании веселей.

2. Многие ребята начинают работать со стоками, но дело не идет, продажи слабые. Или уже достаточно времени на стоках, но что-то застопорилось, продажи не растут. Они вполне прилично рисуют, но не совсем понимают, что и как нужно предлагать стокам. Чтобы развить чувство «стоковости», научиться правильно называть и описывать работы, кроме таланта нужны ещё опыт и время. А его-то как раз нет — деньги не идут, а жить надо. Вот и хочется предложить таким ребятам «зарплату» и задания, чтобы они на них потренировались, а потом применяли полученные навыки уже в своём портфеле.

Другим авторам не очень хочется возиться с поиском тем, атрибутированием, отправкой. Или хочется большей стабильности в доходах. Для них такой проект тоже весьма подходящим оказался.

Получается мы совместной работой довольны. А что ещё надо.

 

В остальном все привычно и даже лучше: никуда из дома идти не надо, сроков исполнения нет, обязательного времени работы нет, даже плана по количеству нет. Что нарисовал — то оплачивается. Т.е. с одной стороны есть определенность с денежной отдачей, а с другой, как на стоках, её объём зависит только от тебя: сколько сделал, столько получил.

 

То есть ребята в твоей команде получают фиксированную оплату за каждый нарисованный вектор? А как у вас оформлены взаимоотношения, ведь насколько я знаю, фотостоки требуют, чтобы загружались работы только автора, кому принадлежит аккаунт?

 

Да, оплата составляет 20-25 долларов за оригинальную работу и 10-12 долларов за «симиляр» — работу, сделанную на основе предыдущих. Плюс ещё бонусы, чтобы работалось веселей.

 

Отношения оформлены через договор авторского заказа. Ведь стоку важно не авторство, а наличие прав на продажу. Это важный момент. Т.е. продавать работы имеет право тот, у кого на это есть права. А автор он или нет, это значения не имеет.

 

По такому принципу работают все студии. Сама студия ничего не рисует, но у неё есть право распоряжаться работами, которые сделали для неё авторы.

 

Говоря умным языком, вы хеджируете риски? Если вектор продается плохо вы в минусе, если хорошо, то вы в плюсе, но в среднем на длительных промежутках времени у вас всегда выходит плюс? А договор заказа стандартный? Можешь дать ссылку, если его можно скачать в интернете, может кому-нибудь из наших читателей пригодится?

 

Да, можно сказать что «хеджируем» 8). Для авторов такая работа — своеобразные защитный буфер на стоковом рынке. Как я уже сказал, кому-то нужно время, чтобы лучше разобраться, а кому-то просто не хочется придумывать темы и заниматься атрибутированием и загрузкой, зато хочется быстрой отдачи. Ну вот мы (я и помощники) и упрощаем процесс: задания есть, рисуешь и по итогам месяца получаешь заработанное.

 

Договора такого плана индивидуальны, учитывают специфику процесса: т.е. как будут даваться задания, приниматься и утверждаться работы, каковы методы и сроки оплаты. За основу можно взять, например, вот этот. И уже его подкорректировать под собственные реалии. (Тут нужно ещё помнить, что если конфликт возникнет, то стоку нужна будет английская версия. Т.е. участие юриста в составлении договора очень приветствуется.)

 

А ты всегда доволен качеством работ своих сотрудников? Были ли случаи, что сделанные работы не оплачивались?

 

Все люди склонны упрощать себе работу, особенно когда речь идет о количестве. Так что тут без контроля и доработок нельзя.

 

Но практически всегда мы дотягиваем работу до определенного уровня, когда её можно принять. Либо бросаем тянуть, когда все попытки тщетны. Но все равно оплачиваем. Только пару раз за год я не принял работу совсем.

 

А можешь показать твое самое продаваемое и самое любимое изображение (если такое есть)?

 

С самыми продаваемыми работами просто, тут статистика. Всех больше напродавалась вот эта — примерно тысячи на четыре долларов, вот эта и эта тысячи по полторы сделали. А сейчас всех лучше вот этот узорчик продается, раз по 15 в день, почти на самой верхушке топа «висит».

 

microvector

 

А вот совсем любимых нет. Т.е. у каждого из ребят есть мои любимые работы, в своём своеобразном стиле, с характером. Но мои симпатии не часто с хорошими продажами совпадают 8)

 

Я заметил, что иллюстраторов, которые работают для микростоков, можно разделить на два типа по подходу к созданию векторов, кто-то создает достаточно простые массовые работы (иконки, например), тратя на каждую немного времени, но добирая количеством, а кто-то рисует в своем стиле, оттачивая каждый вектор (например, так работает Doremi ). Я так понимаю, вы больше склоняетесь к первому подходу? Почему?

 

У нас (с ребятами) в портфеле очень разные по трудозатратам работы. Ведь и спрос разный: не всегда нужны сложные, законченные концепты, часто покупателям требуются отдельные символы, элементы или части дизайна, фоны. Мы стараемся дать то, что хотят покупать, на любой массовый вкус.

 

Вообще же стратегия такая: бросаем «пробные камни» (не сложные или одиночные работы) и оцениваем покупаемость. Если спрос есть, тогда разработываем тему шире в оба направления, делаем и совсем простые и трудоемкие работы по смежным темам.

А расскажи еще о своем другом проекте M-rank, что это такое и почему ты решил сделать такой проект?

 

Если образно, то ходить с закрытыми глазами можно, но не удобно. И работать, не видя конкурентов, состояния рынка и своего положения на нём, тоже можно, но не так эффективно, как если это видеть. Вот эту неопределенность m-rank и призван уменьшить.

 

Можно посмотреть, как другие авторы себя чувствуют, что популярность набирает. Быстро оценить собственные перспективы: рейтинг растет, значит все в порядке, начал падать, значит нужно поднажать или направление работы скорректировать.

Насколько я могу видеть, ссылки на векторы на Шаттере там реферральные, удается что-то заработать на партнерской программе Шаттерстока?

 

Аудитория проекта — авторы. Они обычно работы не покупают, а только смотрят. Так что зарабатывать так нельзя. Но на оплату хостинга должно хватить, а нам это и надо 8)

 

Мне кажется, если попробовать продвигать этот проект среди покупателей, особенно на западном рынке, то он может выстрелить. Покупатели тоже любят смотреть различные рейтинги и искать новых авторов.

 

Все инструменты «заточены» именно под авторов: оценка эффективности, текущее положение среди других, производительность. Это совсем из другой вселенной. Покупателям там делать нечего.

К тому же с покупателями Шаттер и сам отлично справляется. Алгоритмы поиска и методики привлечения у него замечательно работают. Не зря он лидер рынка.

 

А как ты вообще видишь перспективы микростокового рынка на ближайшее время (1-2 года) и на будущее (5-10 лет)?

 

О длительных перспективах говорить по понятным причинам сложно. Может произойти очередной переворот в технологической или маркетинговой сфере, и стоки снова сильно изменятся. Рано или поздно это непременно произойдет.

 

А вот более короткие сроки просматриваются неплохо:

— контент будет потихоньку дешеветь (на рынок будут приходить новые и специальные проекты, которые продолжат демпинг),

— конкуренция, особенно в среде фото, будет дальше расти (активно тестируются площадки по продаже мобильного фото),

— будет происходить расслоение: стоки снова начнут отделять сложный, премиальный контент и авторов от остального вала продукции, где качество будет потихоньку снижаться,

— будет увеличиваться применение, а значит и продажи, видео (информационные каналы становятся все шире, а процессоры в гаджетах — все мощнее).

 

Для теперешних стоковых авторов все это не очень хорошо, но хорошо для покупателей. А они — основной коллективный участник рынка.

 

Ну и напоследок, можешь что-то пожелать новичкам, которые только начинают свой путь в микростокой индустрии? На что им рассчитывать, куда двигаться и к чему стремиться?  Еще не поздно запрыгнуть на подножку этого поезда?

 

«Запрыгнуть» никогда не поздно. Это я про иллюстрацию говорю. Грамотных стоковых иллюстраторов все ещё не хватает. (А хороших будет не хватать ещё очень долго. Достаточно посмотреть на несколько страниц топов.) Пойдет развитие в областях, где до этого спрос не позволял существовать. Например, ощущается дефицит элементов для игр, детской сюжетной иллюстрации, достоверных специальных иллюстраций: медицинских, технических, строительных.

Хорошо «прокачаны» ниши для бизнеса, маркетинга и сайтостроения. Оно и понятно, в них самый большой спрос и самое быстрое применение элементов. Соответственно и конкуренция высокая теперь. Но появляется устойчивый спрос в узких и специальных нишах. Это как раз хорошая возможность вступления на стоковый рынок, хотя и не быстрая.

Чтобы не жалеть потом о потраченном времени, нужно выполнить два условия:

1) рассчитывать на тяжелую работу в течение пары лет (т.е. должно быть упорство и хороший финансовый тыл),

2) действительно любить то, что делаешь (иначе рутина убивает любое занятие).

Тогда будет толк.

 

Спасибо большое за интервью! Хочу пожелать тебе побольше продаж по расширенной лицензии.

 

Спасибо. Всем ребятам, которые решили все же заглянуть на стоковый рынок, — удачи!

 



Поделитесь с друзьями: