Интервью с Андреем Котко - владельцем сервиса IDLast

Поделитесь с друзьями:

Сегодня у нас интервью с Андреем Котко - фотостокером и создателем сервиса IDLast, которым пользуются многие стокеры.

 

Привет Андрей, расскажи как тебе пришла идея создания сервиса IDLast?

 

Весной 2013 года я участвовал в мастергруппе Олега Skillup. Мы там занимались обучением иллюстратору и стокам. Для всей группы был создан скайп-чат и в этом котле идей все варились. Мы все начинали активно пользоваться засланцами, при этом Олег на тренингах обучал пользованию скриптами и экшенами в иллюстраторе. На этой волне очень хотелось автоматизировать все, что касается засланцев. Один из участников того тренинга Максим (ikatod) создал первый рабочий прототип idlast. Спустя полгода проект был закрыт. Но общественность уже вкусила удобство такого сервиса. Эстафетную палочку перехватила другая участница той тусовки Лена (art_of_sun). На каждом этапе развития проекта, я активно общался с создателями, на разных этапах был либо советчиком, либо тестировщиком, ну и пользователем конечно. В мае 2014 года по стечению обстоятельств я стал очередным управляющим этого проекта. Поэтому правильнее говорить, что он достался мне по наследству.

 

Интересная история. А что значит управляющий, проект сейчас принадлежит тебе?

 

Да, проект принадлежит мне, у меня находятся исходники кода, а также аккаунты домена и хостинга. Я сам занимаюсь необходимым продлением и оплатами. Для работы над программным кодом сайта привлекается програмист, а идеи для новых функций сервиса рождаются в пользовательском чате. Мне остается только управлять этими идейными и програмистскими ресурсами, что бы проект развивался дальше. Сайт родился в сообществе стокеров и развивался, проходя от первых авторов, из рук в руки, и, в итоге, его доверили мне. Поэтому, я не претендую на его авторство, но приложу все от меня зависящее для его работы.

 

А ты не думал над монетизацией этого проекта или он так и будет бесплатный и без рекламы?

 

Сайт idlast, очень узкопрофильный, предназначенный для решения уникальной задачи в маленьком сообществе стокеров. Если бы я решил размещать рекламу, то такая площадка размещения - слабое решение. Топовые блогеры Жж геренируют гораздо больший поток просмотров, например. Плюс, я сам не люблю интернет-рекламу, и у меня в браузере стоят два приложения, которые предназначены для отключения рекламы на сайтах.

Самым подходящим решением для финансирования стал - краудфандинг. Периодически, раз в квартал, объявляется сбор денег на финансирование тех или иных зачач. Пользователи сами решают, сколько денег пожертвовать на развитие, как говорится - голосуют рублем. По моим наблюдениям, самый большой взнос в развитие сделали те стокеры, которые получили больше выгоды от сервиса. И в этом заключается наш взаимовыгодный симбиоз.

 

Приятно слышать, что в данном случае краудфандинг работает, это все таки пока довольно редкое явление. А иностранных пользователей у сервиса много? Как ты считаешь, насколько технология “засланцев” распространена среди не русскоговорящего сообщества?

 

Практически все пользователи idlast - это рускоговрящие стокеры. Судя по статистике представлены почти все страны мира, хотя Россия и Украина составляют большинство. У меня нет информации о том, есть ли сервисы подобные idlast или хотя бы форумы по обмену данными о скорости проверки в иностранном сегменте интернета.

 

А ты сам пользуешься своим сервисом?

 

Да, пользуюсь. Я уверен что использование засланцев повышает шансы на попадание в новое и увеличивает вероятность продаж сразу после проверки работ. Такой сервис необходим в практике развивающегося стокера.

 

А что ты продаешь на фотостоках в основном? Векторы, видео или фотографии?

 

Основную массу портфеля составляют векторные работы, но так же есть фотографии и видео футажи. Надо постоянно пробовать, что то новое, что бы оставаться в тренде и чувствовать направления рынка.

 

И как тебе кажется, какие сейчас тренды и куда движется рынок?

 

Крайние 10 недель будет господствовать весенне-летняя тематика, от теплых фончиков до растительной тематики. Все просыпается от зимы и дизайнерские веяния тоже. Стоковый рынок цикличен, а меняются только стили исполнения.

 

А если посмотреть вперед на несколько лет вперед, как тебе кажется, что изменится?

 

Стоки будут развиваться. Рынок станет шире, будет больше как покупателей, так и производителей. Производство фото,вектор, видео - будет дешеветь. Т.е. с одной стороны будет проще стокерам придумывать новый контент, но работать придется больше из-за растущей конкуренции между авторами.

 

А тебе не кажется, что сейчас уже поздно становиться автором на фотостоках? Конкуренция очень большая и поезд давно ушел.

 

Становиться автором никогда не поздно. Пессимизм и уныние самые плохие спутники начинающего стокера. В начале пути требуется вера в себя и в успех. Да, стоки перестали быть клондайком для шальных и пришлых ковбоев. Но это попрежнему стабильное место дохода и прибыли честным труженникам и профессиналам своего дела. Сейчас выросла конкуренция, первый год приходится работать каждый день,  накапливая безубыточный портфель. Но уже со второго года будет видно, что иногда можно брать выходные на недельку и прибыль не падает так резко, уже можно начать расслабляться и перестать гнаться за количеством и переходить к качеству. Если относиться к стокам, как к работе, то эта работа может приносить хороший доход.

 

А сколько ты сейчас тратишь времени на создание нового контента для продажи на фотостоках и сколько работ у тебя в портфолио?

 

Фуллтайм на стоках подразумевает полную занятость. Портфель из уникальных работ порядка 7776 едениц (на всех стоках, без учета дублей). Получается загружать 150-300 работ в месяц в зависимости от активности. Времени такая работа занимает 2-4 часа в день.

 

Очень неплохие результаты для 2-4 часов в день.Можешь показать свое портфолио и назвать самую продаваемую работу? Сколько раз она продалась и сколько принесла денег?

 

Портфель лежит тут: Ссылка. Самая продаваемая картинка вот эта, за все время продаж на всех стоках эта картинка продалась более 4000 раз и принесла более 2000$.

png base649832ece5e35c899

 

А какие у тебя самые прибыльные фотостоки и какие считаешь перспективными?

 

Разумеется Shutterstock, еще 123rf, Fotolia и iStock. Перспективный сток - это CreativeMarket.

 

Я смотрю у тебя в портфолио в основном узоры и цветы, они хорошо продаются? Ты уже нашел свою нишу?

 

Разные элементы портфеля продаются по разному в зависимости от сезонности, что-то хорошо продается на новый год, а что-то весной. Есть всесезонные направления которые плохо продаются весь год, но в итоге составляют основные продажи. Тут не будет никаких аксиом, для каждого автора это что-то свое. По нишеванию, у меня есть мнение, и я скажу так как понимаю этот термин. Считаю что любой автор должен развиваться все время. А любое направление, которое сейчас можно назвать как мой-стиль или ниша, завтра уже будет пройденным этапом или вышедшим их моды. А если стокер прячется за словами я нашел свою нишу, это деликатный способ сказать я перестал развиваться и мне неинтересно ничего нового. Успешный портфель в моем понимании должен состоять из множества работ из разных ниш и стилей. В противном случае автор будет продаваться только на новый год, к примеру.

 

 Marriage invitation card. Фотосток Fotolia

 

А как ты относишься к методу работы авторов, которые рисуют мало, практически все в одном стиле, но при этом неплохо продаются? (Например, Иван Баранов). Ты сторонник ты сторонник рисовать много, но простых векторов, или мало, но очень качественных и проработанных?

 

Иван выбрал хорошее популярное направление и я рад что у него получилось найти тот стиль и темп работы, который в итоге устраивает его финансово. Но также как и спортсмены выбирают себе собственные тренировочные программы, также и авторы выбирают для себя именно те методы работы какие им комфортны. Не может быть двух одинаковых чемпионских программ. Каждый тренер готовит своего спортсмена индивидуально. Я считаю, что автор в своем развитии должен выбрать какое-то направление и развить его до максимум возможного качества для себя. Эта планка для кадого будет индивидуальной. После этого следует переходить к следующему стилю или способу рисования, и также постараться довести его до совершенства. И так далее. При этом нужно рисовать так много картинок, как это получается, как это будет комфортно. Потому что самое главное, что мы пришли на стоки, чтобы уйти от рутины офисной работы. И я считаю нельзя переходить ту грань, когда работа перестанет приносить удовлетворение, иначем мы вернемся к тому от чего стремились уйти.

 

Давай немного отвлечемся от темы фотостоков, расскажи как тратишь свое свободное время и много ли его у тебя?

 

В свободное время я строю дом. Вот с весной началась хорошая погода и процесс пойдет с новой силой. Еще я числюсь в федерации альпинизма и скалолазания инструктором, поэтому иногда выбираюсь в горы или покататься на лыжах.

 

А где строишь дом? Какой город или область?

 

Дом строю в родном Севастополе в Крыму, место выбрал на окраине города, там где уже есть природно-свежий воздух, но все еще ходит транспорт. С таким выбором сейчас связано множество трудностей, но план есть план, от него никуда не деться. Но это меньше связано со стройкой, чем со стокерскими реалиями.

 

А вся эта ситуация с санкциями и отказом многих западных компаний работать с жителями Крыма на тебе как-то сказалась?

 

Да, конечно это отразилось на мне. Многие западные компании бездумно бросились выполнять распоряжения своих правительств, в первую очередь, я считаю, в убыток себе. При условии, что я могу жить, где угодно, находиться в любой точке мира, обеспечвать себя и свою семью. Вообще, работать находясь в постоянном движении, в путешествии - но решающе значение для них, всеравно, имеет запись в конце паспорта о прописке или в настройках аккаунта город и штат. Это мне кажется пережитком прошлого, как крестьяне закрепленные за своим помещиком, нам приходится бороться с этим атавизмом в современном мире. Интернет ориентированные профессии и связанные с этим доходы наделяют своих бладателей свободой, а заблуждения управляющих странами и пережитки прошлого сковывают таких предпринимателей и отбрасывают назад. В итоге, некоторые мои аккаунты не были восстановлены по причине их не востребованности. А с некоторыми сайтами приходилось бороться и возвращать аккаунты к жизни. На другие уже не оставалось моральных сил и было проще создать что-то новое, чем реанимировать старое. Все эти действи не являются чем-то сложным, но сам факт возникновения трудностей на пустом месте, все эти палки в колеса, никак не способсвуют спокойному, нормальному ведению дел.

 

А можешь какие-то конкретные примеры привести с какими сайтами и сервисами возникли проблемы, что удалось восстановить, а что нет?

 

Фриланс биржи Elance - закрыт и oDesk - закрыт. Т.к. сейчас с ними не работаю и пришлось на это забить, но внутренний перфекционист негодует. Домен idlast.info был зарегистрирован через посреднический сайт, но нашли у меня в аккаунте слово Севастополь. Эти вообще молча удалили аккаунт вместе с Днс-серверами. Только спустя 10 дней когда был уже новый домен удалось связаться с поддержкой, которая долго не могла понять как это у них пользователь пропал. Но потом разобрались, объяснили за что забанен. Еще по мелочам, это не работают больше половины платных сервисов Google. Карточки visa и mastercard иностранных банков на этой территории не обслуживаются, поэтому обналивать Payoneer приходится на материке. Были письма от 123rf, Пионер и Пайпал, но с этими все решилось благополучно.

 

Abstract shining. Фотосток Fotolia

 Abstract shining. Фотосток Fotolia

 

Работа с фотостоками дает определенную свободу в выборе места проживания, никогда не было желания переехать в другой город или даже в другую страну?

 

О да, я это смог ощутить с первого полугодия пребывания на стоках. Через месяц после того, как было принято решение уйти на фуллтайм, мне позвонили из сети отелей Рейкарц и предложили работу в закарпатской горной гостинице. Поскольку стоки уже давали независимость от привязки к месту, принять решение о переезде было очень легко и сам переезд был чисто техническим мероприятием. Мы с женой 9 месяцев прожили в горной деревушке. Потом переехали во Львов и прожили там еще 3 месяца. А когда приехали в Севастополь, места вроде теже, а уже страна была другая. Сейчас осталось несколько месяцев до конца годичного цикла по строительству дома, а потом мы будем рассматривать новые варинты мест для жизни, т.к. желание и возможности для этого есть.

 

Может быть есть уже какие-нибудь идеи? Многие фотостокеры в Таиланд, например, переезжают. И что будете делать с домом, если все таки решите переехать?

 

Имея за плечами небольшой опыт “дауншифтинга” в деревне. Теперь хочется комфорта и экономической стабильности вокруг. Конкретного места нету, но множество примеров среди друзей, отправившихся жить в Черногорию или Эстонию, дают почву для размышлений. Главными критериями выбора для меня будут, климат, который должен быть максимально приближен к родному Черноморскому морскому воздуху. Всетаки мы не молодеем и с возрастом каждая последующая акклиматизация тянет за собой не желательные последствия. Это дружелюбная обстановка для рождения и воспитания детей. И самое главное доступность в общении с единомышленниками и друзьями.

А дом это ведь не только крыша над головой. При грамотном управлении он становится хорошей инвестицией. Как один их вариантов его можно сдавать в аренду.

 

Да, иметь свой дом никогда не бывает лишним. Ну что же, желаю тебе найти комфортное место для жизни и роста доходов от фотостоков. Спасибо за интервью. Может пожелаешь в конце что-нибудь начинающим фотостокерам?

 

Скажу так, если ты начинаешь прямо сейчас, то не откладывай, начинай работать, тяжело только первый год. :) {jcomments on}



Поделитесь с друзьями: